mfrid: (Default)
mfrid ([personal profile] mfrid) wrote2025-03-15 11:21 pm

Экскурсия про замечательных женщин Нови-Сада

Кто местный, тот наверняка знает краеведческий телеграм-канал «По Нови Саду». Вот давеча я на экскурсию Елены сходила, и это было очень хорошо. Куча интересного и не банального. Здесь сейчас будет не фотко-пост, а в очень краткий конспект, чтоб самой не забыть имена и места. Ну и таки немного иллюстраций. Речь в основном про 19 век и первую половину 20 века.

* * *

Очень патриархальная была страна, с положением женщин всё плохо совсем. В Сербии даже вдова мужу не наследовала (но вот в принадлежащей Австро-Венгрии Воеводине — наследовала, то есть единственный способ для женщины самостоятельность получить — овдоветь). В первой половине 19 века в БГ были гаремы (у сербов, не у турок!). В прогрессивной Воеводине существовали женские начальные школы, но не выше, и не для всех.

1. Савка Суботич (1834-1918), жена Йована Суботича (который, как оно часто бывало, и писатель, и политик, и куча всего еще). Из семьи, где считали, что девочек надо учить, «первая феминистка», опередившая время. Стала ездить с мужем по его политическим делам, посмотрела на положение женщин, ужаснулась и поняла, что нашла себе дело. Придумала программу из трех пунктов: женское образование, экономическая независимость, правовая независимость от мужчин.

Создала первый женский кооператив, обучающий учительниц (причем это была школа с пансионом для девушек-сирот), сумела масштабировать это дело в другие города.
Небезуспешно занялась коммерческим развитием женских народных промыслов (научить делать для продажи и ввести в моду, чтоб покупали).

И еще куча разного общественного активизма, и все это под семь детей (из которых пять выжило и трое стали известными деятелями).

Во второй половине жизни много выступала с речами, которые растащили на афоризмы.

2. Мария Трандафил (1816-1883) — известная благотворительница, её имя связано в т.ч. с архитектурным наследием Нови Сада.

Мурал на площади ее имени.


Осталась сиротой, был опекун, отношения с которым так себе, он ее выдал замуж в 16 лет за своего торгового партнера, значительно её старше. Но там вдруг случилась любовь. Или не любовь-любовь, но они друг друга оценили. Муж выгодно занялся строительством после великой буны (пожара, где город сгорел почти весь), она занялась благотворительностью. «Институт сербских православных сирот».
Овдовела в 46 лет, родня мужа пыталась отсудить наследство (у них было было двое детей, но умерли). Прогрессивные новисадские суды отвергли аргумент, что женщина не способна к бизнесу. Мария тоже его опровергла делом, за остаток жизни удвоив состояние, которое потом завещала городу на благотворительность.

На деньги фонда Марии Трандафил построено здание Матицы Српской, причем строилось оно как приют. Слишком роскошное для этого дела; но это была не богадельня, а школа-интернат с очень неплохим образованием. Правда, приют в нем просуществовал два года, в войну (первую мировую) здание отдали военным под госпиталь, а потом они не торопились отдавать. В 1926 наконец отняли у вояк и отдали Матице Српской. (Сирот отселили за город, тоже в неплохое здание, проект, как и фонд, жил до 1945 года, когда все национализировали).





3. Милева Марич.

Тут для меня мало нового, кроме подтверждения предположения, что тот Цюрихский Политехникум, который так и быть принимал женщин, и принял аж целых пять, их при этом нещадно валил, ни одной не выдав диплом. То есть дело не в том, что слабенько она училась. Хотя любовь с гением, конечно, для карьеры беда, особенно если гений еще и немножко козёл.

4. Милица Томич (1859-1944), дочь Светозара Милетича.

Милетич дочь готовил в политику и даже одевал мальчиком. Когда Милице было 17 лет, Милетича посадили, ей досталось рулить важной политической газетой «Застава». Она искала, кто ей поможет и нашла Яшу Томича. А потом профессиональные отношения как-то перешли в любовь, и дальше личное и политическое сплетено в тот еще клубок. Включая факт, что Яша Томич при куче народа убил ножом редактора конкурирующей газеты, который перед тем опубликовал личное письмо Милицы и обвинил Яшу, что тот женился ради газеты, в общем, играл грязно. Яша Томич за это отсидел шесть лет, должен был быть дольше, выпустили после петиции от женщин в духе «он же честь жены защищал». (Хотя так-то, похоже, тип был малоприятный).

Но возвращаясь к Милице, она тем временем активно занималась феминистско-эмансипационным активизмом, и издавала первый журнал для женщин с немудреным названием «Жена».

Памятник Яше Томичу есть, а памятника Милице нет.



5. Елена Кон (1883‒1942)

Родилась в Австрии, в Нови Сад переехала с мужем в 1904 году. Евреи (см. дату смерти). В 1925 создала благотворительную организацию «Корочка хлеба»: помощь сиротам, кризисный центр для женщин, бесплатная еда для бедных; все за личные деньги. Причем это была внеконфессиональная благотворительность. Там был первый в королевстве аппарат для изготовления искусственного молока. Разбиралась в искусстве и привозила в НС известных артистов.

Убиты в 1942 году, и имя надолго было забыто, только в 2002 году повесили скромную табличку на здание «Корочки».





6. Злата Марков-Бараньи (1908-1986).

Скульпторша, училась в Париже, вышла там замуж и притащила мужа в НС. Счастливый случай семьи, где муж и жена работают в одной сфере, вдохновляют друг друга, но жена не остается в тени мужа.

Работы: барельеф на воротах в Петроварадине, медальоны на фасаде Бановины (обладминистрации), «Икар» на доме воздухоплавства в БГ. Бабушки в Паличе! Еще есть скульптуры детей возле школы Жарко Зренянин (можно сходить посмотреть). Её работы есть в музеях в Темерине и в Зренянине.



7. Марина Оленина (1897-1964).

Балерина, из русской эмиграции, прима белградского театра. Во время оккупации общалась с офицерами и сдавала данные партизанам, была раскрыта и отправлена в концлагерь, но ей устроили успешный побег. После войны разругалась с руководством театра на почве «искусство должно быть главнее коммерции» и... в 1950 году уехала в Нови Сад, да не одна, а со всей труппой. Сама уже не выступала, но ставила спектакли.



* * *

Просто из серии «кусочки мозаики»: знаменитая картина Уроша Предича «Косовская девушка» (всё понимаю про символизм, но не могу не хихикать при виде красиво умирающего воина в белоснежной рубашке и девушки, в свадебном платье ищущей родных на поле боя), была заказана художнику женской организацией «Коло Српских Сестара», одной из руководительниц которой была Савка Суботич, для печати с неё открыток. По-современному говоря, на мерч.



А барельеф на известном доме делал Карло Бараньи, муж, соответственно, Златы Марков-Бараньи.
И, кстати, барельеф такого хихи не вызывает.



Вот фасад дома, на котором он находится, тут только часть видна.

paserbyp: (Default)

[personal profile] paserbyp 2025-03-15 11:10 pm (UTC)(link)
Спасибо! Очень интересно!