mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
А вот продолжения «Волшебника Изумрудного города» — фигня тоскливая. «Урфин Джюс» совсем, «7 подземных королей» чуть лучше, но ненамного, дальше читать не будем. Рояли в ассортименте, Элли теряет целеустремленность и де-факто превращается в мебель и довесок к какому-нибудь сильному (в первом случае еще и всемогущему) герою мужского пола. Прочие характеры (старые и новые) не то что развития не получают, а прямо регресс какой-то и метания. Из достоинств: положительные герои могут делать ошибки, не стесняясь признать их и по возможности исправить.

Смеху ради надо почитать продолжения Баума.

Date: 2013-01-19 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Имхо Огненного бога марранов и Желтый туман прочитать стоит. Особенно Желтый туман. Он лучше других продолжений.

Date: 2013-01-19 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] genetik.livejournal.com
Это ты так решила или ребенок?
Книжка-то, все-таки, детская. Я вот в детстве фанател: все шесть книжек перечитаны по десятку раз.
Семь подземных королей, кстати, нравилась меньше всех.

Date: 2013-01-19 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Я так решила, конечно. Но и у ребенка эти книги вызвали много меньший энтузиазм, чем первая.

Date: 2013-01-19 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Ну, попозже можно будет попробовать. Я сама их не помню совсем, хотя когда-то в детстве читала.

Date: 2013-01-19 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] qrriel.livejournal.com
Мне кажется, продолжения не для дошкольников. Лет в 9-10 я всего Волкова читала и перечитывала с огромным удовольствием. Но тогда был меньше выбор у нас, конечно, может, сейчас на этот возраст и других книг полно.
Баума разве что в оригинале имеет смысл почитать, иначе та самая "фигня тоскливая" на мой взгляд.

Date: 2013-01-19 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Ну, может быть. Я-то тоже "королей" в детстве любила (остальных продолжений у меня не было). Но что там может шибко заинтересовать 9-10-летних, мне тоже (пока?) не очень понятно, мне кажется, для них это уже будет слишком детским. Может, в 7-8...

Баума я по-английски, да. :) И поэтому себе, а не Пете.

Date: 2013-01-19 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] qrriel.livejournal.com
Да, сейчас как-то возраст читателей снижается :)
Я вот и "Доктора Айболита" перечитывала всю младшую школу, а Лёвка сейчас его сам читает. Может, и Волков пораньше пойдёт. Недавно пересмотрела свои отложенные в Лабиринте, довольно много выбросила, т.к. поняла, что уже переросли.
Вот "королей", мне кажется, точно надо не слушать, а самому читать, все эти имена - это надо видеть :) У меня были почти все продолжения. "Урфина" я выменяла у одноклассницы на замечательную книжку Рябинина "Друг, воспитанный тобой" тайком от родителей. А последнюю, "Тайна заброшенного замка", уже в 5 классе (она только вышла) ездила через полгорода читать в Центральную библиотеку в читалку :)

Date: 2013-01-19 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] halvusha.livejournal.com
"Желтый туман", имхо, на порядок выше других книг. Очень приключенчески, сюжетных поворотов, в отличие от обоих урфинов и "Тайны заброшенного замка", много и они интересные. Хотя я в детстве (лет 9-10) читала все не по разу, и многие детали врезались в память. Например, "пиявка была сделана из шоколада, а извиваться ее заставили ловкие пальцы Урфина", "за неделю работы (!) Джюс так измотался, что еле стоял на ногах" (ребенок отметил про себя, что можно И ТАК работать), бессмертный уважающий себя филин Гуамоколатокинт ("Гуамоко так Гуамоко, но на меньшее я не согласен") и одна из любимых цитат мировой литературы - вот эта: http://halvusha.livejournal.com/175916.html

Date: 2013-01-19 05:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
а у меня в детстве Семь подземных королей была самая любимая из серии
Фаня

Date: 2013-01-19 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] foxy-lj.livejournal.com
Ничо не знаю, мне эти книжки попадались в лапы очень постепенно - где-то с пяти до четырнадцати лет последовательно - и каждая казалась лучше предыдущей, вплоть до полного экстаза в виде "Тайны заброшенного замка".
ИМХО, есть вещи, которые неочевидны, но должны быть учтены для полноты картины:
1) Элли - во всех отношениях замечательная девочка, а Энни - дура, и пороли мало.
2) Есть проблемы, с которыми даже самая замечательная девочка не справится одна.
3) Это очень исторически верно, что по мере развития истории проблемы становятся все крупнее, и для их преодоления становятся нужны все более сильные средства. Когда волшебник не справляется, приходит инженер. (Заметим, что инженерия в этих сказках не отрицает волшебство.)
Полагаю, что эта серия должна выдаваться на руки постепенно, как впрочем и "Гарри Поттер" какой-нибудь.

Баума, кстати, прочитала всю серию ради интереса. Вот у него все ровно в одном ключе - забавные "приключения как раз по росту".

Date: 2013-01-19 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Ну да, это лучшая часть книги -- как Урфин стал королем, а радости оно не принесло.

А вот цитата по ссылке при всей ее веселости меня бесит как характерная иллюстрация превращения Элли в мебель: научили девочку умному слову, как попугая, а объяснить его смысл (или поинтересоваться им) -- оно никак...

Date: 2013-01-19 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Сейчас и выбор книг, кажется, гораздо больше.
С самостоятельным чтением у нас совсем плохо. В смысле, не умеет еще читать.

Date: 2013-01-19 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com
У меня в детстве (7-9 лет) вся сеия вызывала бешеный восторг, больше всего "короли" и "тайна". С ребенком прочитали неоднократно и вместе, и она сама. У нее любимые как раз первые две и "желтый туман". В "королях" очень тяжелое и скучное вступление - она устает от предыстории.
насчет развития характеров - дети, по-моему, совсем на это не обращают внимания. Им деятельная часть интереснее - кто куда пошел, кого нашел и что сделал.

Date: 2013-01-19 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Я тоже ее любила.

Date: 2013-01-19 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Дети-то внимания не обращают, но массаракш... Нельзя называть персонажа на одной странице проницательным и хитрым, а на другой -- напыщенным болтуном. И от того, что 33 раза повторить "Элли -- умная, добрая и смелая" не исчезнет тот факт, что за 100 страниц она не сделала ничего вообще.

Date: 2013-01-19 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] halvusha.livejournal.com
Это довольно стандартная практика пиара в написании речей, и ведут себя так не только девочки ))))

Date: 2013-01-19 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmedyk.livejournal.com
В свое время начала читать ребенку (2.5-летнему - возраст указываю, потому что в нем еще каждое слово читаемого для родителя имеет значение, а отрывок читаемого не превышает нескольких минут) параллельно "волшебника изумрудного города" и толстовский золотой ключик. контраст был потрясающим - живой, объемный, хоть и относительно лаконичный язык "ключика", и перегруженная эпитетами, многословная и подчас неудобоваримая тягомотина от волкова, (прочитала написанное и подсократила сложноподчиненности в собственном комментарии). Совестно было читать ребенку (даже с купюрами - там же дремучий антиэкологичный взгляд на болота и лягушечек-паучков)! за бумбара чуфара и змеиные головы в зеленом горшке - зачет, конечно.
интересно про продолжения баума, да.




Date: 2013-01-19 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmedyk.livejournal.com
п.с. только что нашла у вас в журнале впечатления о золотом ключике и его недостатках, которые, конечно, объективно существуют (особенно понравились конспирологические им объяснения по ссылке, приведенной в посте! теперь буду ими утешаться).
Я тоже какое-то время назад задумалась о разнообразных типах книжных косяков (особенно в детской литературе), и какие из них лично для меня не особенно снижают уровень произведения, а какие существенно убавляют книге условных баллов. Получается, что читателям хочется, чтоб все книги были написаны талантливо, и еще чтоб все было увязано логически, во времени, с точки зрения достоверности характеров, и чтоб выдуманный универсум был целостным и жизнеспособным. И еще вдобавок авторы помнили в конце, что было в начале. А для авторов это почему-то сложно (или написание занимает многие годы жизни - наверное, поэтому на детские книжки многие так мелко не размениваются). И тут, похоже, включаются идиосинкразии читателя - скажем, где шлялся с утра до поздней ночи папа-заяц с мешком яблок, в то время, как остальные звери успели уж и яблоки съесть, и ответных даров добыть и передать зайчихе, это я могу простить и списать на нелинейность времени в сказочном пространстве (что очень даже исконно), а то, как зайчиха плакала "в своем уголке" - это мы не одобряем и купируем. или наоборот.

так вышло, что волкова с толстым я читала одновременно, поэтому были особенно очевидны как разница в наборе сильных и слабых сторон обоих произведений, так и собственная реакция, за кого я - за умных или за красивых :) Получилось, что сумбур Золотого ключика я безболезненно прощаю за увлекательность повествования, за "круглые, как у мыши, глаза" и "весь лес был полосатый". А интересный и довольно разнообразный сюжет Изумрудного города для меня меркнет перед лицом неуклюжих синтаксических конструкций и этнографического неправдоподобия (земледелие марранов при незнании огня показалось мне надругательством над устоями :). а, и еще в продолжениях удивительно разнообразное "что" - то есть типы и происхождение "скрытой угрозы", при этом очень шаблонное "что происходит" (зло приходит, с помощью измены захватывает г. и ф. страну, а потом изумрудный город, но тут из большого мира приходят рояли и все улаживают. элли заново рисует страшиле лицо, он обнимает ее мягкими руками, занавес), ну и прорисованное, но графоманское "как" (путники неизменное усталые, ноги страшилы слабые, планы джюса коварные).
в общем, страшно интересно, насколько это все универсально или индивидуально, и как типировать виды авторской небрежности и терпимость разных людей к каждому из них.

Date: 2013-01-19 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] arjushka.livejournal.com
Я в детстве сначала читала "Урфина Джюса" - и было это ужасно интересно, перечитывала несколько раз. Потом смотрела мультфильм, а потом нашла у нас дома еще и "Волшебника Изумрудного города", тоже прочитала запоем. И "Семь подземных королей" хорошо пошли. А вот остальное, про сестру Элли, и далее, как-то не захватило. И, вроде, я к тому времени еще не выросла из них, просто стало неинтересно,потому что слишком долго, нагромождение какое-то, как будто все приключения кончились и автор натужно выдумывает что-то новое.

Date: 2013-01-19 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mara-glad.livejournal.com
Я лет в 5 фанатела по мулам на солнечных батареях, как сейчас помню... :) (Это четвёртая книга.) Вообще, всякие технические изобретения меня там сильно интересовали...
А вообще все шесть книг были самыми-самыми любимыми в период между "Винни-Пухом" и экологическим направлением моей жизни... :) (То есть, где-то межу 5 и 12 годами.)
Поэтому против "фигни тоскливой" очень хочется возразить. Но ещё тогда же, и именно на примере книг Волкова (которые любили не все мои друзья), я поняла, что у всех вкусы разные, и о них не спорят... :)

Согласна с уже высказанными мнениями насчёт того, что на характеры героев в том возрасте не смотришь, гораздо больше -- на события... И насчёт того, что эти книги читать надо самостоятельно, а не вслух родителями...

P.S. А Баума я лет в 11-12 (раньше у нас их не было) осилить дальше пары книг не смогла... Может быть, надо было раньше читать...

Date: 2013-01-20 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
"Фигня тоскливая" -- это, разумеется, взрослая оценка, до ребенка я ее не доношу. :)
Самостоятельно когда научится читать, пусть перечитывает, если захочет, мешать не буду.

Date: 2013-01-20 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] klemeshov.livejournal.com
У меня-ребенка любимыми были _именно_ продолжения от Волкова =))) Вырезались из детских журналов, кое-что до сих пор хранится в таких подшивках. А "Волшебника" прочитал, но не слишком уважал. С тех пор не читал, м.б. сейчас будет совсем другое восприятие =))

Date: 2013-01-20 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Взрослым-то, конечно, хочется всего и сразу. А детям...

Вот на такую абстрактную вещь, как "цельность и жизнеспособность мира", детям дошкольного возраста явно плевать, а я лично за это сильно цепляюсь еще из-за опыта создания ролевых игр, где это критично важно. Так что в детской литературе про себя поскрипываю, но прощаю: не для меня написано.

А вот с сумбурностью характеров сложнее, потому что мне хотелось бы научить ребенка слегка думать о мотивах действий, в том числе злодеев, а это оказывается невозможно из-за небрежности автора. Меня опять же сильно раздражает, когда авторский комментарий противоречит событиям (напр., повторяется «Элли умная, добрая, и смелая», в то время как на протяжении 100 страниц она совершает ровно одно, причем весьма непродуманное действие). Опять же, в перспективе хотелось бы научить ребенка замечать такие вещи, но "7 подземных королей" -- явно неподходящий пример для такого разоблачения.

Язык — я, видимо, до некоторой степени слабо чувствительна, а потом идет резкий порог. То есть в самом "Волшебнике Изумруного города" меня язык не раздражал (ждала худшего) и разительного контраста с "Золотым ключиком" я не почувствовала, а вот в продолжениях да, уже близко к грани читаемости.

А с разнообразной архаичной фигней я просто не знаю, что делать. И лягушки-пауки как "гадость" и символ зла, и довольно явное "женщина — не человек" (вот тут дикое ухудшение продолжений Волкова по сравнению с первой книгой, бррр). И не знакомить ребенка с классикой — не хорошо. Остается пытаться хорошенько разбавлять современным и прогрессивным, но не всегда понятно, чем...

Date: 2013-01-20 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] papamishka.livejournal.com
А у меня все это окрашено в голубые тона детства. Наверное, просто не буду перечитывать.

Date: 2013-01-20 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] qrriel.livejournal.com
Честно говоря, не знаю, как у нас с совсем уж самостоятельным чтением. Пока Лёва только перечитывает уже знакомые книжки. Вот в марте вернёмся, там мно-оого чего почитать :)

Date: 2013-01-20 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Возможно, это самое разумное. :)

Date: 2013-01-20 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ksrg.livejournal.com
Обожал их в детстве и перечитывал по сто раз. Самыми любимыми были "Желтый туман" (настоящий триллер ведь!) и "Семь подземных королей".

Date: 2013-01-21 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Там таакие картинки, такие характерные и разнообразные эти короли - красота. По-моему, это сильно добавляло прелести сюжету. Естессно, я о классических иллюстрациях Владимирского. Урфин Джюс в разных видах не так занимателен.

Date: 2013-01-21 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
По личному опыту могу сказать, что гадостность лягушек и пауков я воспринимала как специальную сказочную условность. Как и девочек, которые визжат при виде мышей - я живых таких ни одной не знала. (Еще одной сказочной условностью казались веснушки - ни у меня, ни у кого из моих подружек их не было.) К тем лягушкам, которые скачут по грядкам на даче, это отношения не имело.

Это не универсально, естественно; просто я достаточно рано провела границу между литературой и реальностью.

Date: 2013-01-21 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Кстати, вероятно, да; иллюстрации там много добавляли, и на них-то Элли не выглядела рохлей.

Date: 2013-01-25 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vedmedyk.livejournal.com
да, точно, ребенком меня меньше волновало, чем вообще живет волшебная страна, и почему там главная и единственная дорожная артерия развалена и никто никуда, кроме героев, не передвигается (хотя это тоже как раз от исконно)

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 2324 25262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 2nd, 2026 01:49 am
Powered by Dreamwidth Studios