mfrid: (черное море)
[personal profile] mfrid
Попалась на глаза американская статья «Почему не надо наряжаться на карнавале индейцем и как это объяснить непонимающим». Очередной раз удивилась, божемой, ну чётакова-то, ну какой же глубины у людей травма, что это их задевает, меня вот нисколько не задел бы карнавальный образ русского с медведем и балалайкой.

Села, подумала. Представила себе, что у нас на карнавале кто-то оделся евреем, стереотипно-карикатурным таким.

Мда, некрасивенько получается. Лучше уж не наряжаться индейцем на карнавале, по крайней мере, американском.

(Интересно, возможно ли это в принципе объяснить людям, стопроцентно принадлежащим к этническому большинству? В той статье как раз пытаются.)

Date: 2015-11-01 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
я тоже не до конца понимаю :) хоть и не принадлежу к большинству :))
то есть любой костюм индейца он именно комичен? даже если этнографически правильно скомпанован и т.д.? ну вот параллель - если одеться евреем не стереотипно-карикатурным, а реальным - ну скажем, хасидский костюм какой-нибудь?

Date: 2015-11-01 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Видимо, зависит от того, где и как.
Как разница между хэловинским карнавалом и реконструкторским/этнографическим/фольклорным мероприятием.
Речь шла только про первое. В частности, одним из аргументов была заведомая недостоверность образа.

Date: 2015-11-01 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Опять же сообразила: я ж живьем видела эту разницу в ролевых играх! На примере евреев и цыган. Действительно в корне отличается воспроизведение стереотипа и тот случай, когда люди не поленились познакомится с предметом (во втором случае оно еще нередко сопровождается восторгом "вау, как там все интересно оказалось!").

(Впрочем, не знаю про конкретику США, там могут быть _настолько_ больные места, что и второй вариант не пройдет).

Date: 2015-11-01 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
отвечу сразу на оба комментария :)
я совсем ничего не знаю про хэллоуинский карнавал, у меня первая ассоциация с пуримским. у нас очень распространены костюмы разных народов, в том числе и свои собственные. Без всякий тени насмешки или унижения - в костюмы тех народов, с кеми мы воюем, не видела, чтобы кто-то переодевался :) Наоборот - именно этнографический интерес и вопросы про национальные традиции, кухню и т.д.

но у нас и нет такого накала, как в США, это да.

Date: 2015-11-01 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Думаю, речь про разные традиции, да.

Среди ведьм, зомби, пиратов и т.д. костюм индейца -- не комичен, а стереотипен. Перья, украшения, раскраска, пафосное имя. Трансляция осточертелого стереотипа очень даже может задевать.

Date: 2015-11-01 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
про индейца вспомнила цитату из любимого Рытхэу:

"...С некоторой опаской я пошел в Кунсткамеру, Музей Этнографии, основанный еще Петром Первым.
Он располагался на той же Университетской набережной, рядом с нашим факультетом. Здесь было нечто иное, чем в Эрмитаже. Полумрак, наполненный какой-то золотистой, неуловимой пылью, заполнял пространство, сквозь который проступали фигуры одетых в причудливые одежды людей.
Сначала я решил, что эти фигуры - настоящие, особым образом высушенные, забальзамированные люди. В основном, это были мужчины и женщины восточного и негритянского типа, но почему-то я испытывал к ним особое расположение, словно это были мои дальние родичи. Но были и впрямь настоящие родичи. В одном из залов я обнаружил охотничью байдару с сидящими в ней людьми в плащах из моржовых кишок. Охотники сидели в молчании, сжимая в руках гарпуны, на их лицах лежала золотистая музейная пыль.
В моем сердце родилась острая жалость и сочувствие к этим моим арктическим землякам, вырванным из привычной среды. Я вдруг почувствовал всю глубину унижения быть выставленным на всеобщее обозрение, быть демонстратором иной жизни, удивительной, любопытной, но главное - дикой! Я вспомнил услышанные в детстве рассказы о том, как мой дед, великий шаман Уэлена Млеткин, был живым экспонатом на Всемирной этнографической выставке в Чикаго в конце девятнадцатого века. Можно только представить его душевные страдания, когда мимо него проходили разряженные, сытые, самодовольные, лощеные чикагские обыватели, обменивались вслух впечатлениями, которые дед, зная язык, хорошо понимал.
Музейные мои земляки ничего не слышали и ничего не понимали, но реплики в их адрес не отличались от тех, которые в свое время выслушивал в далеком американском городе мой дед.
И тогда в моей голове зарождалась мстительная мысль о том, а почему не устроить где-нибудь в Анадыре или Уэлене Музей белого человека, выставить на всеобщее обозрение его автомобиль, велосипед, костюм, галстук, белые кальсоны... А лучше всего -выставить в полном облачении его муляж, его изображение, аккуратно выбритое лицо с торчащей изо рта папиросой «Беломорканал».
И я бы прохаживался мимо стеклянных витрин с надписями «РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ!» И смотрел на них снисходительно...
Но это было бы смешно и грустно.
Значительная часть этнографических трофеев такого рода музеев приобреталась за сущие гроши, а чаще всего похищалась из священных захоронений. Именно так собирали коллекции среди полярных эскимосов знатные арктические исследователи Кук и Пири, пополняя Музей естественной истории в Нью-Йорке. Если восточные коллекции европейских музеев в основном представляли собой военные трофеи, а то просто награбленные сокровища покоренных народов, то арктические коллекции
большинства музеев мира - это полученные путем мошенничества и простого обмана предметы.
За свою долгую жизнь я посетил множество музеев с богатыми коллекциями культур арктических народов, в том числе и луоравэтланов. В Канаде, Соединенных Штатах Америки, в скандинавских странах, в Финляндии, Германии, Франции и в других государствах. И почти каждый раз у меня возникало ощущение того, что это у меня лично что-то украли и выставили на всеобщее обозрение.
Самый большой шок я испытал в Париже в начале семидесятых годов прошлого столетия. Меня познакомили с известным полярным исследователем, директором Французского арктического института Жаном Маллори. Он гостеприимно пригласил меня к себе в дом. Жилище путешественника и ученого располагалась в старом доме без лифта в центра города, и мы долго поднимались по деревянной скрипучей лестнице с отполированными до тусклого блеска перилами.
В просторной, светлой прихожей, освещенной большими окнами, меня встретил в полном облачении арктический морской охотник в меховой кухлянке, нерпичьих штанах и с копьем. От неожиданности я вздрогнул и чуть не пустился назад.
Но это был муляж. Разумеется, не чучело, как делают животных, а искусно выполненная, видимо, восковая скульптура.
Придя в себя, я вдруг представил у себя в ленинградской квартире в тесной прихожей муляж самого Жана Маллори в темном костюме, начищенных ботинках, в тонких металлических очках с портфелем в правой руке..."

действительно, никогда не знаешь, что кого где заденет.

Date: 2015-11-01 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Да.
Но в нашем краеведческом музее как раз куклы русских сибирских крестьян для иллюстрации быта (кукол коренных народов нет). :)

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

December 2025

S M T W T F S
 123 456
78 9 10111213
14 1516171819 20
21222324252627
28 293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 10:32 am
Powered by Dreamwidth Studios