mfrid: (черное море)
[personal profile] mfrid
Попалась на глаза американская статья «Почему не надо наряжаться на карнавале индейцем и как это объяснить непонимающим». Очередной раз удивилась, божемой, ну чётакова-то, ну какой же глубины у людей травма, что это их задевает, меня вот нисколько не задел бы карнавальный образ русского с медведем и балалайкой.

Села, подумала. Представила себе, что у нас на карнавале кто-то оделся евреем, стереотипно-карикатурным таким.

Мда, некрасивенько получается. Лучше уж не наряжаться индейцем на карнавале, по крайней мере, американском.

(Интересно, возможно ли это в принципе объяснить людям, стопроцентно принадлежащим к этническому большинству? В той статье как раз пытаются.)

Date: 2015-11-01 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
я тоже не до конца понимаю :) хоть и не принадлежу к большинству :))
то есть любой костюм индейца он именно комичен? даже если этнографически правильно скомпанован и т.д.? ну вот параллель - если одеться евреем не стереотипно-карикатурным, а реальным - ну скажем, хасидский костюм какой-нибудь?

Date: 2015-11-01 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Видимо, зависит от того, где и как.
Как разница между хэловинским карнавалом и реконструкторским/этнографическим/фольклорным мероприятием.
Речь шла только про первое. В частности, одним из аргументов была заведомая недостоверность образа.

Date: 2015-11-01 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] lorern.livejournal.com
Мне бы видеть костюм "стереотипного русского" было неприятно. Но мне бы и не пришло в голову наряжаться евреем как таковым. Может, разве что персонажем откуда-то, типа парочки Солоха и черт, не знаю, было бы это обидно украинцам или нет. Мне Емеля со щукой не был бы неприятен. К персонажу книжки, особенно какой-нибудь сказочной-фантастической, как мне кажется, какие-то другие критерии предъявляются. Может, и на американском бы прокатило, если не с индейцами, то, по крайней мере, с какими-нибудь чернокожими жрецами.

Date: 2015-11-01 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
О, с чернокожими там, насколько я знаю, все еще хуже. Совсем нельзя белому в черного красится, и это вроде бы общеизвестно (я этого уже не могу понять, приходится принимать как данность).

Date: 2015-11-01 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Опять же сообразила: я ж живьем видела эту разницу в ролевых играх! На примере евреев и цыган. Действительно в корне отличается воспроизведение стереотипа и тот случай, когда люди не поленились познакомится с предметом (во втором случае оно еще нередко сопровождается восторгом "вау, как там все интересно оказалось!").

(Впрочем, не знаю про конкретику США, там могут быть _настолько_ больные места, что и второй вариант не пройдет).

Date: 2015-11-01 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] aka-author.livejournal.com
В доме повешенного не говори о веревке. С одной стороны.

Но, с другой стороны, эти постоянные обидки-шмабидки со всех сторон, они не поддостали уже, нет? Шага нельзя ступить, чтобы кто-нибудь не обиделся. Нарядишься на карнавал Джоном Сильвером -- обидятся одноногие, нарядишься бабой ягой -- дамы в преклонных годах, черт может шокировать православных, ангел -- тем более, Штирлицем -- заденешь и евреев, и немцев одновременно. Зайчиком? Тут же прилетит от зоозащитников.

Не знаю, как к этому относиться.

Date: 2015-11-01 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
отвечу сразу на оба комментария :)
я совсем ничего не знаю про хэллоуинский карнавал, у меня первая ассоциация с пуримским. у нас очень распространены костюмы разных народов, в том числе и свои собственные. Без всякий тени насмешки или унижения - в костюмы тех народов, с кеми мы воюем, не видела, чтобы кто-то переодевался :) Наоборот - именно этнографический интерес и вопросы про национальные традиции, кухню и т.д.

но у нас и нет такого накала, как в США, это да.

Date: 2015-11-01 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] lorern.livejournal.com
Даже в Отелло? О_о
Жестоко. Я думала, что в каких-нибудь фантазийных персонажей можно.

Date: 2015-11-01 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Кажется, даже в Отелло. Color-blind casting, все дела. Тем более, Отелло вообще-то мавр, т.е. темнокожий очень относительно, красить его ваксой -- та еще традиция.

Date: 2015-11-01 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
В данном конкретном случае я бы относилась с пониманием, потому как, очевидно, до сих пор и болит, и по жизни аукается.

Про то, что нельзя наряжаться Сильвером, Бабой-Ягой и зайчиком, слышу в первый раз. :)

Date: 2015-11-01 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Думаю, речь про разные традиции, да.

Среди ведьм, зомби, пиратов и т.д. костюм индейца -- не комичен, а стереотипен. Перья, украшения, раскраска, пафосное имя. Трансляция осточертелого стереотипа очень даже может задевать.

Date: 2015-11-01 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] vnu4ka.livejournal.com
про индейца вспомнила цитату из любимого Рытхэу:

"...С некоторой опаской я пошел в Кунсткамеру, Музей Этнографии, основанный еще Петром Первым.
Он располагался на той же Университетской набережной, рядом с нашим факультетом. Здесь было нечто иное, чем в Эрмитаже. Полумрак, наполненный какой-то золотистой, неуловимой пылью, заполнял пространство, сквозь который проступали фигуры одетых в причудливые одежды людей.
Сначала я решил, что эти фигуры - настоящие, особым образом высушенные, забальзамированные люди. В основном, это были мужчины и женщины восточного и негритянского типа, но почему-то я испытывал к ним особое расположение, словно это были мои дальние родичи. Но были и впрямь настоящие родичи. В одном из залов я обнаружил охотничью байдару с сидящими в ней людьми в плащах из моржовых кишок. Охотники сидели в молчании, сжимая в руках гарпуны, на их лицах лежала золотистая музейная пыль.
В моем сердце родилась острая жалость и сочувствие к этим моим арктическим землякам, вырванным из привычной среды. Я вдруг почувствовал всю глубину унижения быть выставленным на всеобщее обозрение, быть демонстратором иной жизни, удивительной, любопытной, но главное - дикой! Я вспомнил услышанные в детстве рассказы о том, как мой дед, великий шаман Уэлена Млеткин, был живым экспонатом на Всемирной этнографической выставке в Чикаго в конце девятнадцатого века. Можно только представить его душевные страдания, когда мимо него проходили разряженные, сытые, самодовольные, лощеные чикагские обыватели, обменивались вслух впечатлениями, которые дед, зная язык, хорошо понимал.
Музейные мои земляки ничего не слышали и ничего не понимали, но реплики в их адрес не отличались от тех, которые в свое время выслушивал в далеком американском городе мой дед.
И тогда в моей голове зарождалась мстительная мысль о том, а почему не устроить где-нибудь в Анадыре или Уэлене Музей белого человека, выставить на всеобщее обозрение его автомобиль, велосипед, костюм, галстук, белые кальсоны... А лучше всего -выставить в полном облачении его муляж, его изображение, аккуратно выбритое лицо с торчащей изо рта папиросой «Беломорканал».
И я бы прохаживался мимо стеклянных витрин с надписями «РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ!» И смотрел на них снисходительно...
Но это было бы смешно и грустно.
Значительная часть этнографических трофеев такого рода музеев приобреталась за сущие гроши, а чаще всего похищалась из священных захоронений. Именно так собирали коллекции среди полярных эскимосов знатные арктические исследователи Кук и Пири, пополняя Музей естественной истории в Нью-Йорке. Если восточные коллекции европейских музеев в основном представляли собой военные трофеи, а то просто награбленные сокровища покоренных народов, то арктические коллекции
большинства музеев мира - это полученные путем мошенничества и простого обмана предметы.
За свою долгую жизнь я посетил множество музеев с богатыми коллекциями культур арктических народов, в том числе и луоравэтланов. В Канаде, Соединенных Штатах Америки, в скандинавских странах, в Финляндии, Германии, Франции и в других государствах. И почти каждый раз у меня возникало ощущение того, что это у меня лично что-то украли и выставили на всеобщее обозрение.
Самый большой шок я испытал в Париже в начале семидесятых годов прошлого столетия. Меня познакомили с известным полярным исследователем, директором Французского арктического института Жаном Маллори. Он гостеприимно пригласил меня к себе в дом. Жилище путешественника и ученого располагалась в старом доме без лифта в центра города, и мы долго поднимались по деревянной скрипучей лестнице с отполированными до тусклого блеска перилами.
В просторной, светлой прихожей, освещенной большими окнами, меня встретил в полном облачении арктический морской охотник в меховой кухлянке, нерпичьих штанах и с копьем. От неожиданности я вздрогнул и чуть не пустился назад.
Но это был муляж. Разумеется, не чучело, как делают животных, а искусно выполненная, видимо, восковая скульптура.
Придя в себя, я вдруг представил у себя в ленинградской квартире в тесной прихожей муляж самого Жана Маллори в темном костюме, начищенных ботинках, в тонких металлических очках с портфелем в правой руке..."

действительно, никогда не знаешь, что кого где заденет.

Date: 2015-11-01 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] glam-sas.livejournal.com
в Якутске например, всю жизнь на Новый год дети наряжались кроме бабочек и зайчиков, в самые разные национальные костюмы - и в якутские, и в украинские, грузинские, русские - все яркие, которые легко различить между собой мог и ребенок. Понятно, что с историческая точность более-менее полностью игнорилась - украинка эта девочка с венком и лентами, якутянка - с меховушками и налобными украшениями и т.д. - и все это вполне позитивно воспринималось. Сейчас, пожалуй, такая же история, только разнообразных персонажей больше стало, поэтому нац.костюмы уменьшаются в числе, а так - норм.

Date: 2015-11-01 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] glam-sas.livejournal.com
аспект м.б. в том, что Хэллоуин, если о нем, то изначально это карнавал отрицательных масок, а Новый год - положительных героев)), и как бы приписывать индейцев в один список с зомби и скелетами может и не айс - идейка)).

Date: 2015-11-01 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Да конечно, в самом по себе чьем-то национальном костюме на карнавале ничего плохого нет. Это только в контексте конкретных очень болезненных межнациональных отношений.

(Думаю, вне Америки и в костюме индейца ничего обидного не будет, хотя кто его знает).

Date: 2015-11-01 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Нет, не отрицательных, карнавал как карнавал. Просто бэкграунд очень плохой.

Date: 2015-11-01 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] dodoche.livejournal.com
Другое дело, что американцы тут страдают центропупием и считают, что везде было более-менее так же, как у них, - раз они индейцев гнобили и сгоняли с земли, так и русскому в России (или даже французу во Франции) нельзя нарядиться индейцем.
Edited Date: 2015-11-01 11:30 am (UTC)

Date: 2015-11-01 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Интереснее было бы знать, заинтересованная сторона -- американские индейцы -- тоже этим страдают?

Date: 2015-11-01 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Да.
Но в нашем краеведческом музее как раз куклы русских сибирских крестьян для иллюстрации быта (кукол коренных народов нет). :)

Date: 2015-11-01 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
Интересно.
То есть для меня (и всех, кого я в России знаю) "одеться индейцем" - это совсем не про карикатурный образ. Индеец обладает кучей положительных коннотаций (и почти никаких плохих я не вспомню). И аналогией будет не "карикатурный русский с балалайкой", а "русский народный костюм в меру навыков исполнителя" - в моем советском детстве это было на карнавале совершенной нормой - и русский, и украинский, и узбекский (последние два лично надевала) - да хоть чукотский, он бы совершенно не вызывал никаких ассоциаций с анекдотами. Общая идея "в нашей стране живет много представителей замечательных самобытных культур". Представитель меньшинства имел бы ровно такое же право надеть костюм условного "ковбоя"
Но может в Америке как-то по-другому устроено восприятие костюмов как таковых? Или они про индейца-вообще думают не то, что думают в России (что в общем вполне вероятно)? Боюсь, я просто не в курсе

Date: 2015-11-02 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] darum.livejournal.com
Часть американских индейцев, похоже, считает, что используя элементы элементы национальных костюмов, белые присваивают себе (берут без спроса, практически) их ценнтости. МНе попадались вот такие статьи (http://www.businessinsider.com/native-american-designer-byellowtail-2015-5). А из того, что написано здесь (http://www.beyondbuckskin.com/search/label/appropriation), можно предположить, что Северной Америкой это не ограничивается.
Однако же мне кажется, что в этих статьях описаны попытки рационализировать свои чувства. Результат не всегда логичен, но что уж делать, бывает.

Date: 2015-11-03 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Ну общий смысл претензий (как я поняла из той статьи) близок к аргументации про "не надо полуголых баб в рекламе": "таким образом в нас видят не людей, а каких-то комиксовых персонажей". Но не исключено, что это просто странные тараканы автора статьи. Потому что да, в целом этнические карнавальные костюмы кажутся мне нормальным и ни для кого не обидным делом.

Вопрос, до какой степени надо уважать чьих-то личных странных тараканов, для меня открыт.

Date: 2015-11-03 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Это еще немножечко пахнет нечестной конкуренцией. Потому что "сперли мою конкретную идею" -- это одно (красть нехорошо), а "как вы вообще смеете заимствовать наши узоры, их могу использовать только я" -- немножко другое.

Идея обвинения в "краже культуры" мне кажется полным бредом. Диаметрально противоположным посылу "воспринимайте нас людьми".

(Но это мне).

Date: 2015-11-03 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] aka-author.livejournal.com
Вполне возможно, что про Сильвера и бабу Ягу мы тоже услышим со временем. Положение Обиженного Человека с Которым Надо Считаться довольно привлекательно. Думаю, многим хотелось бы встать в эту позу.

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

December 2025

S M T W T F S
 123 456
78 9 10111213
14 1516171819 20
21222324252627
28 293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 05:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios