mfrid: (черное море)
[personal profile] mfrid
(Навеяно риторическим вопросом, почему украинцы ходят в вышиванках и радуются, а русские не находят достойных заимствования в современный мир элементов национальной культуры).

А правда, что есть в русской народной культуре, что не стрёмно было бы заимствовать в современный мир? Что не имело бы ассоциации с рабством, горькой долей, несчастной судьбой и прочей полной безнадегой?

Лично мне из традиционного вспоминаются разные толковые ремесла и промыслы, нынче устаревшие, разумеется (хотя некоторые производят неплохую сувенирную продукцию). И еще частушки, пожалуй (более-менее живое явление). И как-то всё. Но есть надежда, что это моё скудоумие, а не реальное состояние дел.

Но как-то с гордостью за свою землю, например, или свое дело — совсем грустно. Либо не было (рабство), либо прочно выкосили (раскулачивание).

А вот из мифологизированного советского прошлого национальная гордость как раз легко извлекается. Что мы и наблюдаем, в том числе в самых уродливых формах. Дополнительную шизофреничность процессам придают попытки гордиться одновременно дореволюционной зажиточностью (где она была) и духовностью и советским прошлым, попросту вычеркнув из истории гражданскую войну.

Хочу заметить, что речь о народной культуре. Александра Сергеевича не предлагать. Так что в ней есть действительно хорошее и не навевающее грусть-тоску?

Date: 2014-06-27 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Грусть-тоску может навевать что угодно.

Date: 2014-06-27 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
В 1998 году я был летом в Калининградской области, которая тогда воспринимала себя как такую "республику в составе"; их вполне официозную газету "Калининградская правда" было вполне интересно читать: помню там огромную дискуссионную статью "Не поется" - ровно об этом. Что на Балтийской регате вечером у костра поляки поют польские народные песни, литовцы литовские, датчане датские и немцы немецкие. А русские нервно переглядываются на предложение запеть и говорят "Мурку как-то неудобно, а других мы не знаем".

Date: 2014-06-27 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Еще тема побега с каторги поётся.

Date: 2014-06-27 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] radiowestin.livejournal.com
ну как "ходят и радуются"...

Date: 2014-06-27 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Разве нет? Я могу конечно, ошибаться. Мне казалось, ее как праздничную одежду вполне используют?

(no subject)

From: [identity profile] radiowestin.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com
Валенки красивые, вышитые, с аппликациями, вроде зимой модно было
Елочные игрушки
Детские игрушки народные, их много и они ценятся - бирюльки, блошки, лоскутные куклы, калечина-малечина всякая
Соответственно, народные сказки, потешки, колыбельные
Платки пуховые, посадские, русский лен - одежда, скатерти, белье и пр
Гастрономия

Из советского мне, например, нравится культура старой дачи.

Date: 2014-06-27 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Валенки -- пожалуй, да. И платки-шали тоже.

Елочные игрушки -- народные? Это что? (А в народе была традиция елку наряжать вообще? Искренне не знаю).

Детские игрушки типа лоскутных кукол -- встречала только в качестве рукоделья от безделия, явление того же ранга, что мои темари, а детям кукол покупают пластмассовых в магазине. Игры -- возможно, но мне кажется, они вненациональны. Слово "Калечина-малечина" я только что впервые прочла, сами дети если во что-то такое и играют, то совсем с другими словами.
(Кстати, тут возможна географическая разница, т.е. в Сибири нет чего-то, что сохранилось в центрах).

Про сказки я думала, но сказки народные -- либо ОЧЕНЬ сильно в литературной обработке, либо ОЧЕНЬ выборочно (считаные единицы), либо -- кошмар и ужас (русские тут не исключение, народные сказки везде жутковатая архаика). То же самое с колыбельными.

Гастрономия -- от русской народной только блины и пироги-пирожки, наверное, остальное умерло вместе с русской печью. Но тоже что-то вполне вкусное. :)

А что такое культура старой дачи?

(no subject)

From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kavery.livejournal.com - Date: 2014-06-27 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-28 12:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-06-29 03:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kavery.livejournal.com - Date: 2014-06-29 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-06-29 11:35 am (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com
Ну, кстати, народный костюм тоже был бы ничего так, адаптируем не хуже тех вышиванок. Но вот как-то не идет, с натужным квасным патриотизмом ассоциируется.

Date: 2014-06-27 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Ниже по крайней мере один народный образ без нехороших ассоциаций назвали: дубленка и платок.

(no subject)

From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] beth4ever.livejournal.com
Зы а у нас еще, например, сейчас бум детской книги. Мало кто оценил, а он есть.

Date: 2014-06-27 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tiltil.livejournal.com
Кстати, а танцы народные? Как я понимаю было довольно много веселых танцев с постоянной сменой партнеров, некоторые с не простым рисунком (что-то типа того что будет селе соединить Ручеек и сиквенсный вальс) это то что приходит в голову про веселое и народное. А еще, как я понимаю горки ледяные раньше были весельем для всех возрастов (не берусь правда утверждать, что это исключительно русская забава). Ну и костюм народный у нас тоже вполне приличный :-).

Date: 2014-06-27 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Возможно. Ничего не знаю про танцы, увы.

(no subject)

From: [identity profile] tiltil.livejournal.com - Date: 2014-06-28 09:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iniss.livejournal.com - Date: 2014-06-28 12:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com
Павлопосадские платки, оренбургские. Они красивые очень. носила, ношу и буду носить и радоваться. Недавно видела коляску с рисунком под хохлому - тоже красиво очень.
Ушанки и прочие меха. Дубленка+платок - очень русский образ.
Игрушки, сказки - написали уже про это.
А чем украинская вышиванка от русской отличается по сути? Только тем, что у нас их массово не продают на каждом углу.

Date: 2014-06-27 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Про платки согласна, хохлома -- в упомянутую тему ремесел и промыслов. (Я вообще машину видела под хохлому расписанную, но это шутка того же рода, что роспись китайскими пейзажами -- красвый индивидуальный выпендреж). Дубленка и платок -- да, образ, который будет выглядеть национальным и без плохих ассоциаций.

Про игрушки и сказки выше ответила.

Похоже, украинская вышиванка отличается от русской лишь тем, что последнюю нет желания носить. Вот почему нет желания я и пытаюсь подумать.

(no subject)

From: [identity profile] kgx.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kgx.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radiowestin.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-27 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dobraya-feya.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-27 05:32 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] v-s-c.livejournal.com
Песни, пожалуй. В том числе частушки.
Вообще, всякая музыка, например, балалаечная.

Окрошка. Пельмени. Квас. И прочая деревенская снедь.
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Неа, уцелевшие народные песни -- большей частью как раз воплощение безнадеги и тоски, либо мечта каторжника о воле.

Про квас согласна. :)

(no subject)

From: [identity profile] ksyuhin-i-ya.livejournal.com - Date: 2014-06-27 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-28 12:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tiltil.livejournal.com - Date: 2014-06-28 09:58 am (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] garret-lab.livejournal.com
Анекдоты.

Date: 2014-06-27 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
кроме Пушкина есть косоворотка, раздельная подача блюд (хотя вроде ее уже даже меньше практикуют в отчизне, чем на западе) и очень хорошая традиция снимать бутылки со стола.

Date: 2014-06-27 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] papamishka.livejournal.com
Ну, а так ли это страшно?

Возьмем, к примеру, турков, чьи богатые традиции можно свести к бесспорному чемпионству по порабащению народов и разрушению культур. Однако, пришел Кемаль и его команда, и построили нормальную страну на почти 100 лет.
Дело не в "славном прошлом", а в желании и умении построить нормальное настоящее.

Date: 2014-06-27 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Страшно или не страшно -- вопрос совсем другой.
(Кое-что не только не страшно, а всячески радостно).

Date: 2014-06-27 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] arjushka.livejournal.com
Фольклор. Он далеко не только "песни про грусть-тоску". Поверья, легенды, правила взаимодействия с природой - ты, входя в лес, с Лешим поздороваешься и не будешь пакостить, а он тебя на ягодную полянку наведет. Да, крипота и варварские поверья, но поведение задается правильное. Да и вообще, вон та же игра в жмурки - это на самом деле человек, который убегает от смерти, а она его пытается поймать, уж это, имхо, вообще достойно уважения. Игры, всяческие веселые и шуточные песни, колядки. Обряды возобновления года - то что сейчас у нас в виде блинов на Масленицу осталось и в виде угощения и новой одежды на Новый год. Да всего не перечислишь)

Date: 2014-06-27 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Что игра в жмурки -- это про смерть, думаю, знают только фольклористы. :)
Поверья-суеверия, или там похоронные обряды -- даа, сплошной фольклор и совершенно живая часть народной культуры, даже слишком. :)
А Масленницу у нас отмечают? Окромя натужных городских гуляний в духе "проводы зимы"? Пасху -- да, Новый год -- да, языческие корни торчат.

(no subject)

From: [identity profile] arjushka.livejournal.com - Date: 2014-06-27 06:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sudzume.livejournal.com
Шапка-боярочка, самовар.
Из еды - квашеная капуста и солёные грибы.

Date: 2014-06-27 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kgx.livejournal.com
Женские сапоги ?

(no subject)

From: [identity profile] kate-nsk.livejournal.com - Date: 2014-06-28 03:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com - Date: 2014-06-28 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kate-nsk.livejournal.com - Date: 2014-06-28 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com - Date: 2014-06-28 05:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kgx.livejournal.com
А может что-то с восприятием не тае?

Date: 2014-06-27 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
ПРОКЛЯТЫЕ ЧАСТУШКИ!!!!!!!!!

Прошу прощения, эмоции.
Частушка - это очень молодой жанр, ему чуть больше ста лет. К деревенской культуре не имеет никакого отношения, он родился в городе. Частушка оказалась очень удобна для пропаганды и агитации, именно поэтому их, грубо говоря, писали правильными и идеологически выверенными, а потом пускали обратно в народ.
Меня очень печалит, что этот одновременно официозный и низкий жанр - первое, что ассоциируется с русской народной культурой.

В России до сих пор жив сельский фольклор, это уникальная ситуация, в Европе фольклористы в основном изучают записи столетней давности. И он потрясающе поэтичный и красивый. И есть живые бабушки, которые всё это помнят, песни годового цикла.

Я мало знаю про юг, там совершенно особая традиция, мне Север ближе.
Боже, какие там, например, величания, "виноградие" называется жанр, когда приходят под окна и величают хозяина и хозяйку, и описывают, какое у них роскошное жильё, и как всё вообще замечательно, "и на каждом столбике - по жемчужинке".

Date: 2014-06-27 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
А деревянная архитектура русского Севера, все эти гигантские избы и церкви (я про каменное зодчество и Феофана Грека говорить не буду, это трудно всё-таки отнести к народной культуре).
В Витославлицах совершенно безумные тётки работают в музее, одна мне рассказывала, что ткать на станке сейчас многие умеют, а вот основу натягивать - редкое искусство (в старину в деревнях это могли делать одна-две женщины). Но вот она - научилась. В Великом Новгороде вообще и фольклор, и ремёсла очень берегут и любят, причём на хорошем, очень умном уровне. Это не "Эх, Семёновна" и прочее непотребство.

(no subject)

From: [identity profile] rovenion.livejournal.com - Date: 2014-06-27 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rovenion.livejournal.com - Date: 2014-06-27 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rovenion.livejournal.com - Date: 2014-06-27 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-28 12:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iniss.livejournal.com - Date: 2014-06-28 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iniss.livejournal.com - Date: 2014-06-28 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-06-29 02:59 am (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Кстати, кухня - вот что живое.
Десять лет назад были блинные, сейчас плодятся и множатся всякие пироговые.

Date: 2014-06-27 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Ну и вижу проблему в том, что у нас русскую культуру учат "сукалюбить", но совершенно не учат знать. То есть в школе вроде как прививали к чему-то уважение, но трудно уважать крепсатиновые сарафаны.
О, вспомнила! Мне ужасно нравились русские былины в школе, вот что хорошо было. Но они ведь действительно потрясающие.
Вижу некую положительную тенденцию во всех этих мультиках про богатырей.

Date: 2014-06-28 12:20 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Хэлка, большое спасибо за все комментарии!
И с перечислением элементов культуры, и про проблемы, кажется, точно в яблочко.

Date: 2014-06-28 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] petson.livejournal.com
У меня лет 20 назад была вышитая блузка, экспроприированная из материнского гардероба, вполне возможно, что купленная в Киеве. Я её с удовольствием носила. Очень похожа на те картинки, что гугл по запросу "вышиванка" выдаёт, только в наиболее сдержанном варианте.

Тут раньше уже об этом говорили, но приведу ещё один пример. Есть такой раскрученный бренд "аранский свитер", преподносимый туристам как древняя народная традиция. Вот, например:

http://www.clanarans.com/clan-aran-sweaters

Тогда как на самом деле эта традиция идёт не дальше начала 20 века:

http://en.wikipedia.org/wiki/Aran_sweater

(раздел history)
Edited Date: 2014-06-28 02:22 am (UTC)

Date: 2014-06-29 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Ну собственно, большинство всяких "традиционных промыслов" обычно весьма молоды, 150-200 лет. Всё-таки промысел, узнаваемый и известный, требует некоей инфраструктуры, да и наличия рынка сбыта тоже.

(no subject)

From: [identity profile] petson.livejournal.com - Date: 2014-06-29 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] petson.livejournal.com - Date: 2014-06-29 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-06-29 12:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-29 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Вот насчет традиционной еды -в Добрянку бы наведаться, но она до такой степени не под руками! Надо ж было такое место найти - из всего города дотуда далеко.

Date: 2014-07-01 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Вот, кстати, в модном сообществе на сходную тему: http://make-your-style.livejournal.com/252916.html

Date: 2014-07-01 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Угу. Но это как раз из разряда толковых ремесел и промыслов. :)

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 2324 25262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 2nd, 2026 01:37 am
Powered by Dreamwidth Studios