mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
Немножечко запоздало, ну да ладно. Значит, предлагают нам истино православных Петра и Февронью вместо чужеродного католического Валентина. Стала я читать, чем, значит, эта пара прославилась.

Сразу признаюсь, «официальной версии» не нашла, все больше разной степени сентиментальности перепевы с очень разными подробностями. Поэтому мне особо интересно. Среди моих френдов точно есть специалисты как по религии, так и по фолькльору, — надеюсь на вашу помощь!

1. Похожая на народную сказку история «я тебя исцелю, а ты на мне женись» — оно вот так и есть? (Шантаж — обалденно замечательное начало великой любви).

2. Дальше ведь — такая классическая история про мудрую жену с вкраплением чудес? (Сюжет про мудрую жену я люблю — но не люблю сюжет про глупого мужа, а тут им что-то попахивает). Только концовка с монастырем из другой сказки.

3. О чем, кажется, умалчивают пересказчики, — что брак сей был исключительно духовным (детей, соответственно, не было). Оно ведь так? (В свете чего я вообще считаю, что этот так называемый праздник с позволения сказать семьи — вражеские происки, направленные на срыв политики Всенародно Избранного Прездента и Национальных Проектов по увеличению рождаемости!)

На закуску вопрос: чем православненьким попытаются заменить вражеский Хеллоуин?

UPD: [livejournal.com profile] marie_lo дала ссылку на оригинал: http://www.krotov.info/acts/16/2/petrfevr.htm, а также перевод: http://www.pravpiter.ru/gorn/n025/ta002.htm.
Ну точно, совсем сказка (кроме разве что последней части). И не шибко гигантский ум Петра мне не померещился.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2008-07-11 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
Ты совершенно права: в "Повести о Петре и Февронии" специалисты давно отметили чисто фольклорные мотивы - обетный брак и сюжет о мудрой жене. В житие добавлено много мелких деталей православного происхождения (чудесное излечение от проказы, ладан и пр., и пр.), но сути исходного повествования это не меняет. Кстати, сила обязывать к обетному браку в народных сказках приписывается исключительно женщинам сверхъестественного происхождения, так что тут святую наделили чем-то явно лишним в ее образе :)
С точки зрения научной это любопытный феномен перерождения народной сказки в литературную повесть; с точки зрения пропагандистской - явно неудачный пример для подражания. Но, если я правильно понимаю, это единственный в православной агиографии образчик истории о супругах.
А детей у них, кажется, действительно не было.С точки зрения житийной это добродетель. Но только для святых. Предлагается всем стать святыми?..

Date: 2008-07-11 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Спасибо! Что "сила обязывать к обетному браку в народных сказках приписывается исключительно женщинам сверхъестественного происхождения" -- не знала. Вот тут мне еще [livejournal.com profile] marie_lo ссылку кинула: http://lit.1september.ru/2001/38/lit38_02.htm, там и зайца домашнего припоминают, и деревья.

"единственный в православной агиографии образчик истории о супругах" -- тогда понятно, выбирать, значит, просто не из чего. Для князя отсутствие детей тоже, вроде бы, отнюдь не достоинство?

Date: 2008-07-11 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
Про детей я тоже не понимаю: они ведь не при жизни святыми стали, дети князю вообще-то как раз положены. Или сразу в святые готовились? :)

Date: 2008-07-11 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
Ссылку посмотрела - очень похоже на то, что Феврония списана с какой-нибудь Марьи-Моревны. Что неудивительно - где еще образцы-то брать?
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
вот не смогла найти навскидку, таки трахал ли св.Петр Муромский св.Февронию Муромскую ограничивался ли брак святых покровителей семьи чисто духовными отношениями?

С одной стороны, в акафисте говорится "целомудрия и воздержания супружеская образи преизящнии", "целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители". Но фиг знает, что же это на самом деле означает в случае с "двоице пресветлая, Богом совокупленная", может то, что они налево не ходили всего-то ;)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
да, относительно чистоты - и в бане мылись!

Re:

Date: 2008-07-11 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Цитирую комментарий специалиста:
-----
Там не воздерджание, а именно что целомудрие. Смотри, воздержание - это когда ты воздерживаешьсч, возможно даже совершаешь некий подвиг. То есть превозмогаешь земное, тем самым пытаясь обрести горнее (не факт, что обретаешь, на самом деле, но в целом практика считается полезной). А целомудрие, применительно к ситуации - это когда стремление к чистоте столь велико, что земное просто не имеет значения.

Брак оной парочки считается практически идеалом - ибо там полное родство душ и высшая любовь, а высшая любовь - непременно идет через любовь к Господу, никак иначе. То есть именно вот это - истинный и самый богоугодный брак, когда души супругов соединяются в Боге.

Date: 2008-07-11 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
Так все-таки что первично - супружеский долг (который, несомненно, является смыслом и назначением брака) или целомудрие, как его ни понимай? И в таком аспекте секс - это "земное" или нет?

Date: 2008-07-11 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
Конечно, надо читать: "назначением христианского брака", потому что понятие долга в нехристианском браке вообще может отсутствовать.

Date: 2008-07-11 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
"Есть ли жизнь на Марсе - нет ли жизни на Марсе..." (с)

Или даже так: "но разница между валаром и валаршей иная, чем между мужчиной и женщиной, и поэтому многочисленные похабные анекдоты из валарской жизни мы отметаем как несуразные" (с).

В случае истинного целомудрия, видимо, на фоне любви к Богу всякие там бытовые мелочи попросту исчезают (поэтому приземлённые вопросы, кушаешь ли ты скоромное в пост, спишь ли с женой или ещё кем и молишься ли на ночь - можно отметать как несуразные сразу же ;-))) )

В акафисте про воздержание, кстати, тоже сказано.

Date: 2008-07-11 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
творческое понимание супружеского долга. "Самым высоким и великим чувством любви - является любовь Народа к Партии (читай Князя к Богу), и теперь будут только слайды" %-)

Нехороший какой-то образ Февронии получается - женила насильно; сама с князем не спала, по-видимому; к другой не пускала; наследника князю обломала (суета и анархия при смене поколений); мужик от неё в монастырь удрал, так она и после смерти его достала...

Date: 2008-07-11 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Духовность этой пары в браке сомнений не вызывает.Духовность до брака - вызывает -брак был заключен шантажом .Князь женился под угрозой жизни и здоровью. При том что других она вроде лечила без условия замужества.

Что касается плоти, вот цитаты из акафиста Петру и Февронии:

"Радуйтеся, супругов христиан ко благочестному житию наставницы; радуйтеся, целомудрия и воздержания супружеская образи
преизящнии."

"Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии; радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители."

"Радуйтеся, яко во плоти, яко безплотни, вкупе пожисте"

Последнее вкупе с их бездетностью вполне тянет на девственный брак
ИМХО, последнее - как раз

Date: 2008-07-11 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] telkon.livejournal.com
Это не шантаж, а научение смирению

Date: 2008-07-11 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Так вот как теперь это называется :)

Представь себе, что приходишь ты в поликлинику, руки-ноги вава, а тебя так вот смирению учат. Хотя, тебе это не грозит - не князь. А вот кому-то типа Р.Абрамовича вполне.

Date: 2008-07-11 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Грустный комизм ситуации в том, что надо было вывернуться и создать на гос уровне День Семьи. И приплести к нему духовную основу "исконно" (посконно.. ) русского православия. А святые как-то семьей обзаводиться не стремились. И на безрыбье семейных символов нашелся брак Петра и Февронии. Который прекрасен в контексте христианства. И крайне странный пример для светского государства с проблемами в демографии.

Date: 2008-07-11 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
С точки зрения государственной, отсутствие детей у князя повод для смуты...

Date: 2008-07-11 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
Ага, сверхъестественное существо. Стервозное.

Date: 2008-07-11 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] helghi.livejournal.com
В борьбе за князя все средства хороши :)

Date: 2008-07-11 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] telkon.livejournal.com
рассматривать священые предания любой религии с точки зрения формальной логики современного атеиста - неблагодарное и, прости, глупое занятие. Это понятно, что снаружи это все смешно выглядит. А вот изнутри - все логично и верно.

ЗЫ: Если чо, я не христианин и не православный ни разу

Date: 2008-07-11 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Ну тогда какого органа день 8 июля - "День Семьи" вообще? семьи бывают и нехристианские в России..
Это должен быть или День христианской семьи или еще чтото подобное..

Date: 2008-07-11 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Хотя с другой стороны образ зайца на иконе может говорить и о плотской основе брака и темпераменте святой... Заяц в силу своей страсти к размножению вроде был символом супружества.. Тема весьма двойственная.

Date: 2008-07-11 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Так и получается, да. Что и порождает издевательские трактовки в современном ключе.

Date: 2008-07-11 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
В чем-то ты прав. Но и привязывать от балды взятый символ из любой религии и водружать его на гос уровень в светском государстве, не рассмотрев внимательно, тоже бред.

А смешного тут ничего нет. вообще. скорее страшновато.

Date: 2008-07-11 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Т.е предлагаешь воспринять стратегию женского символа "Дня семьи" как руководство для всякой порядочной девушки ? :)

Date: 2008-07-11 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] fluffyann.livejournal.com
Заметь, издевательские трактовки и измышления не над верой, не над этой парой. А скорее над теми, кто сопоставил страну, праздник и символ, породив тем самым богатое поле для измышлений..
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

January 2026

S M T W T F S
    12 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 08:26 am
Powered by Dreamwidth Studios