mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
Еще раз о бездумном «окрылачивании» фраз. И бездумном вырывании из контекста.
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей,
Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей.

Песня про большой собачий секрет, как известно, из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании». Там кошки, лошади и собаки излагают свои «секреты».

Лошади:
Но только лошади летают вдохновенно,
Иначе лошади разбились бы мгновенно...

Коты:
Я продаю большой-большой секрет:
Сильнее кошки зверя нет!

Почему-то эти две песенки никто не поет отдельно, всерьез относя их к кошкам и лошадям. А про собак — поют. Хотя все трое излагают свои мифы. Мифы, а не секреты! И Большой собачий миф о том, что стоит дать злой собаке будку и сосиску, как она станет доброй — ну ничем не правдивее, чем вдохновенно-летучие лошади. В контексте это, вроде бы, вполне четко.

Но из трех мифов именно в этот хочется верить людям. Как в прямом смысле, про собак, так и в метафорическом — про людей. Но не надо.

А мультик замечательный.
(Навеяно недавней дискуссией у [livejournal.com profile] anna_frid)

Date: 2009-12-16 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] actilant.livejournal.com
А ты не думала, что часто выбор фразы для "окрыления" происходит по принципу ее жизненности?

Date: 2009-12-16 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] pashap.livejournal.com
Про лошадей - вполне себе поют. В КВН, помнится, была пародия. Просто там куплеты полустихотворные - и ими сложнее аудиторию завести. Поэтому Никитин на концертах обычно поет собачью. А про кошек - имхо, там просто самая примитивная идея, благо и в мультфильме первой идет.

Date: 2009-12-16 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] mary-1983.livejournal.com
Про собак - мультик детский, и фраза хороша в педагогическом смысле, что, мол, будешь ко всем относиться хорошо, и все будут с тобой добры и веселы.
И верить в это - я глубоко убеждена! - ребенку никак не вредно.

Date: 2009-12-16 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
В каком смысле -- жизненности? Если возможности вворачивать ее куда ни попадя -- то да, вероятно. К _правдивости_ утверждения это отношения не имеет. Данное утверждение неверно, контрпримеров сколько угодно и среди собак, и среди людей.

Date: 2009-12-16 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
ОК, не вообще "не поют", а "не так часто поют и не принимают за правду".

Date: 2009-12-16 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] pashap.livejournal.com
Ну вот мое мнение, что причина "не так часто поют" - менее песенный формат.

Date: 2009-12-16 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Э, не, это не о том, что надо относиться хорошо, это конкретно про "материальное благополучие". И _в отрыве от контекста_ педагогически как раз не очень хорошо.

А педагогически -- собака не променяла друзей на будку и миску. :)

Date: 2009-12-16 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] with-astronotus.livejournal.com
Я слышал часто все три песенки - в разные адреса; реже всего поют про лошадей, видимо, из-за того, что у неё мелодия сложнее и зануднее.

Date: 2009-12-16 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] mary-1983.livejournal.com
>это не о том, что надо относиться хорошо...
А вот это уже вопрос трактовок. По мне так в этой фразе материальное благополучие (будка, сосиска) - как раз простые наглядные примеры, помогающие ребенку понять, как собаке помочь не быть кусачей.

Date: 2009-12-16 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
ты знаешь, некоторая правда в высказывании про "Собака бывает кусачей только от жизни собачей" всё же содержится, только там стоит неправильный квантор ;) Т.е. с тем, что "если у собаки жизнь удалась (будка, сосиска), то она не будет кусачей" я не соглашусь, но если смягчить "в целом, сытые и обихоженные собаки, скорее всего, будут меньше кусаться, чем голодные и бездомные" - с этим я уже соглашусь. А для людей есть "Пирамида Маслоу", которая, на мой взгляд, примерно о том же.

Другое дело, что когда фраза становится "крылатой", её применяют как некий Абсолют, без каких-либо оговорок...

Date: 2009-12-16 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Да какой квантор ни поставь, все равно верно не будет. Из сытости не следует доброта; доброта возможна не только при сытости. Статистическая корреляция -- другой вопрос, речь-то не о ней. Бродячие собаки в городах, кстати, редко агрессивны к людям -- для них это смертельно (но опять же, случаются и агрессивные одиночки, и опасные стаи, так что полагаться на это как на непреложное правило не след).

А пирамида Маслоу не о том (и опять же она -- весьма грубая модель): самоутверждаться вполне себе можно именно кусаясь и именно от сытости. А еще см. "Хищные вещи века" как правдоподобненькое описание очень даже сытого общества.

Date: 2009-12-16 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Ну, родительские трактовки могут быть изрядно вольными, это не вопрос.

Date: 2009-12-16 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
гм... насколько я помню, в "Хищных вещах" тамошнее сытое общество никуда наружу не кусалось, а вполне себе камерно самопереваривалось.

Ну и относительно "Пирамиды" (да, модель грубая) - не вижу, почему это она не об этом.

Видимо, это философский вопрос для реальной кухни, а не для ЖЖ, ибо кажется мне, что мы обсуждаем несколько разные явления, а при попытке дать письменно строгие определения и обозначить проблемную область мы погрязнем в нудятине ;)

Date: 2009-12-16 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] li-terra.livejournal.com
"в целом, сытые и обихоженные собаки, скорее всего, будут меньше кусаться, чем голодные и бездомные"
С точностью почти до наоборот. Собаки не от голода кусаются. А стоит собаке обзавестись миской и будкой (например, прибиться к проходной при каком-нибудь заводике... ну или просто "миской" в виде ежедневных подкормок от доброжелателей) - то она очерчивает "свою" территорию и может начать ее охранять от других собак, а зачастую - и от посторонних ей людей.

Date: 2009-12-16 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] li-terra.livejournal.com
Ох, воистину.
Собачьи мифы вообще как-то парадоксально живучи. Взять хотя бы расхожее "Собака - друг человека".

Date: 2009-12-16 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
ну, я когда писала, имела в виду немного другую ситуацию - стая одичавших собак где-нибудь на пустыре. Видимо, кусаться, чтобы отогнать от территории, и кусать, чтобы загрызть и съесть - это две разные ситуации. Кстати, в песне (мультике) действительно ситуация ближе к "собаке на проходной", так что согласна, что с реальностью связи вообще мало :)

Date: 2009-12-16 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] li-terra.livejournal.com
Насколько мне известно, на территории города ситуация "кусать, чтобы загрызть и съесть" практически не встречается. Просто потому, что в городе у собак масса других способов раздобыть себе пропитание... отобрать у человека - тоже способ. Да и загрызть - напасть на птиц, мышей, кошек и других собак НАМНОГО безопаснее и надежнее.
А вообще я слышала только про 2 случая нападения собак предположительно с этой целью - оба в селах.

Date: 2009-12-16 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
ну, если уж на то пошло, в мультике собака человека(? у кого распространённого ещё бывают пятки?) "хватает зубами за пятку", а "съедает" - "гражданку лошадку и с ней гражданина кота" ;) Насчёт лошадей я не уверена, они в современном городе животные полумифические, а котам от собак всяко достаётся... Хотя тут и домашние собаки могут отличиться, особенно если хозяева уроды и специально науськивают.

Date: 2009-12-16 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] li-terra.livejournal.com
Котов как правило тоже не съедают. :) А охота на котов не зависит даже от наличия хозяина, не то, чтобы от миски или будки.

На самом деле сейчас этот куплетец царапает, т.к. есть товарищи, на полном серьезе предлагающие вместо отлова бездомных собак построить им теплые будки и кормить. И всерьез считающие эту песню аргументом для разговора в том числе и с городскими властями.

Date: 2009-12-16 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
От хозяина охота точно зависит. У некоторых получается сдерживать собак, некоторые, наоборот, науськивают.

Песня как аргумент - это сильно, они б ещё аэродром для лошадей по мотивам спроектировали ;)

Date: 2009-12-16 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] li-terra.livejournal.com
Мммм... Неправильно выразилась. Я имела в виду, что желание собаки поймать кота никак не зависит от наличия хозяина.

Date: 2009-12-16 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-lo.livejournal.com
поняла, что меня попутало - действительно, когда бродячая собака где-то приживётся и отъестся, она может и распоясаться, начав караулить будку с миской, но если это ты её подобрал и кормишь, ты сам этого не заметишь, а будешь наблюдать замечательно-общительное, образцово-показательное животное. Ну или если это не ты лично подобрал, а в семью притащили, собака всё равно всех своих будет показательно любить ;)

Date: 2009-12-16 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] actilant.livejournal.com
имела ввиду к правдивости.
согласна, что контрпример можно найти. но в целом тенденция, что если собаку не шпыняют, не заставляют голодать, гладят, ласкают, то кусаться ей совсем будет незачем.
и кажется тут акцент не на материальном благополучии, а именно человеческом отношении к животному.

Date: 2009-12-16 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Раз контрпримеры существуют, утверждение уже однозначно ложно, поскольку содержит слово "только". А ниже в комментариях -- очень познавательные доводы заядлого и, насколько мне известно, знающего предмет собачника.

Трактовки, особенно родительские, -- отдельная статья, но в песне про любовь (ни человека к собаке, ни обратно) нет ни слова...

Date: 2009-12-17 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] ran-del.livejournal.com
Некоторые мифы чудо как живучи… :-)
Меня восхищает история с пресловутым 25-м кадром – ты слышала исходник? – ведь это мало что миф сам по себе, но он изначально и сознательно был придуман именно как миф, причем – внимание! – именно чтобы проверить устойчивость социальных мифов!!! :-)))
И вот же угадал автор… :-)))

Date: 2009-12-18 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Да, это одна из моих любимых историй. Хотя я читала два варианта мотивов авторов мифа: социальное исследование и мошенничество. Первый красивее. :)

Date: 2009-12-18 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Речь как раз о том, что сытом обществе встречались очень кусачие особи. (Не все, большинство бесилось с жиру иначе, но встречались).

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

January 2026

S M T W T F S
    12 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 04:29 am
Powered by Dreamwidth Studios