mfrid: (Default)
[personal profile] mfrid
Четырехлетний пацан надевает родительскую майку заявляет: «У меня платье! Я девочка!»

Наблюдать реакцию большинства взрослых и смешно, и грустно. Они в первую очередь пугаются в духе «все ли у ребенка в порядке с гендерной самоидентификацией», а во вторую считают нужным эти игры как-то прекратить.

Когда ребенок точно так же играет в то, что он котенок или зайчик — они не беспокоятся, все ли в порядке с видовой самоидетификацией. Когда он играет в Маквина или Тоторо — никому в голову не придет видеть в игре что-то кроме игры.

Вот запрет такой игры, по-моему, куда травматичнее для детской психики. Почему в зайчика играть можно, в пирата можно, а в девочку вдруг нельзя?

Date: 2012-01-11 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] lershin.livejournal.com
Интересно, а девочке тоже нельзя играть, что она мальчик...

Date: 2012-01-11 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Думаю, в меньшей степени.

Кстати, с точки зрения маленьких детей (в нашем обществе) это мальчики лишены каких-то привлекательных вещей. Например, нарядиться в платье с бантиками и получить общее восхищение «какой ты красивый!»

Взамен им объясняют, что быть девочкой — позорно. :(

Date: 2012-01-11 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] loruta.livejournal.com
Зато наделены привлекательными качествами - сила, свобода, смелость... которых девочкам почему-то нельзя, ага, девочка должна быть послушной и слабой.

Ну, мы играли в разбойниц и пираток (а ещё русалок и волшебниц), может быть, потому, что компания была чисто девчачья.

Герка в нежном возрасте интересовался моей декоративной косметикой - постаралась ему объяснить, что детям вообще и мальчикам в частности это рано. Теперь у него интерес - навешивать мои украшения... на меня же. По праздникам - потому что опять же постаралась объяснить, что в обычной жизни это не очень уместно.

Date: 2012-01-11 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
В 3-4 года эти привлекательные качества еще не так ценятся. :)

Date: 2012-01-11 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] arjushka.livejournal.com
Девочке, кстати, можно. Это гораздо менее осуждается.

Date: 2012-01-11 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com
да нельзя девочке, нельзя.
мне всё детство объясняли, что я не могу быть индейцем, разведчиком, Черным Плащом, Следопытом, Зорро, Паганелем и так далее, потому что я - девочка.


на закуску - расскажу, посмейтесь. в 15, что-ли, лет я приклеила на стол (у меня лежало там оргстекло)несколько больших красивых наклеек с голыми женщинами. мне они страшно нравились эстетически, и я с них срисовывала позы для "фэнтезийных" рисунков - тело набросать, а потом поверх уже легче рисовать одежду и украшения.
мать заметила и устроила дикий скандал с воплями - "ты же девочка! как тебе не стыдно! позор какой! ты же не мужик!!!" я до сих пор удивляюсь, как это она обошлась без обвинений в лесбиянстве - видать, у нее это было очень мощное табу, так что и упомянуть вслух не смогла. мне было ржачно)))

Date: 2012-01-11 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] grizka.livejournal.com
Чего это нельзя?? Мы с подругами все детство играли в индейцев, мушкетеров, Робин Гуда со товарищи и Капитана Пауэра :) И нас это не парило, и взрослых. Правда, мальчики, с которыми мы время от времени случайно пересекались командами и начинали друг за другом гоняться, все-таки считали нас четверых миледями. Не нравилось им, видимо, за мушкетерами бегать :)

А насчет мальчик в девочку... у меня с детского сада был друг, который все время играл с девочками, в подростковом возрасте мы его красили с превеликим его удовольствием, на уроках труда он пошел в девочковую группу шить и готовить (таких двое было, кстати), и никто ему слова корявого не сказал и к психологу не потащил. Впрочем, какие в 80-90-х школьные психологи... И, кстати, вопреки нашим повзрослевшим и проинформированным ожиданиям, геем он не вырос, а только метросексуалом :) впрочем, ему пока только 30, еще может успеть!

Date: 2012-01-11 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
От количества тараканов в голове родителей зависит. Мы тоже играли в мушкетеров и т.д., никто не удивлялся.

Date: 2012-01-11 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] grizka.livejournal.com
Я подозреваю, что в нашем детстве богатое слово гомосексуализм знали не все :) Ну или по крайней мере не считали, что это массовое явление и никто не застрахован.
В конце концов, я помню времена (долго и мудро кряхтит), когда слово "трахнуть" имело только одно и совершенно иное значение ;)

Некоторых вещей сейчас просто стало модно бояться. В частности, возможно, потому, что девочки потихоньку получают возможность успешно играть в приключающихся индейцев и в жизни. Так что мальчикам (и сочувствующим девочкам) боязно терять позиции и надо отлавливать дезертиров, пока они еще маленькие - ведь каждый солдат на счету!

Date: 2012-01-11 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Трахнуть -- это пеналом по голове!

Я уверена, что сейчас, несмотря на то, что слово "гомосексуализм" знают все, все-таки дело обстоит лучше, чем было. Т.е. у кого-то страхи конкретизировались, но само поведение, выходящее за рамки узко-стереотипного, в среднем воспринимается мягче.

И реакция, которую я описала -- это _первая_ реакция. Потом большинство соглашается, что да, игра как игра.

Date: 2012-01-11 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
От количества тараканов в голове родителей зависит, несомненно.
_В среднем_, мне кажется, отношение к девочке, играющей в мальчика (тем более -- в мужских персонажей), полегче.

Date: 2012-01-11 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] iniss.livejournal.com
Мне с родителями в этом смысле повезло - меня папа на фотовыставки НЮ (в 90-х это только стало появляется с официальных музеях, в "картинке", например, и было очень модно)с собой таскал постоянно, и Эммануель мы читали одну на двоих :)

Date: 2012-01-11 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com
о, и правда - повезло!
от меня прятали... впрочем, я все равно читала всё без разбору. сейчас думаю - лучше бы они от меня Платонова и Андреева прятали, я бы выросла не столь мизантропичным человеком))

Date: 2012-01-11 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] v-s-c.livejournal.com
Майка! После рождения сестры мой старший со своими друганами в садике несколько недель играли в беременность и уход за новорожденным. Были очень горды собой. ;-)

Date: 2012-01-11 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Мы это тоже проходили, когда младший появился. :)
Но это-то как раз всем понятное подражание родителям.
Сейчас старший чаще "папа".

Date: 2012-01-11 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] iniss.livejournal.com
мне всё детство объясняли, что я не могу быть индейцем, разведчиком, Черным Плащом, Следопытом, Зорро, Паганелем и так далее, потому что я - девочка.

А хотелось быть именно идейцем, не индеанкой?
Т.е я сейчас дочери, когда она хочет быть пиратом/солдатом и т.д, говорю, что да -невозможно, ты же девочка, а вот морской разбойницей, разведчецей и валькирией-пожалуйста.

PS.Хотя я вроде и в играх в "мальчика" ничего криминального не вижу, ну как -то само собой поправляю и направляю на "девичьи" персонажи с тем же смыслом (даже не задумывалась про это, пока не прочитала).

Date: 2012-01-11 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Могу ответить за всех девочек: конечно, хотелось быть индейцем и т.д. -- они ж приключаются!

Мушкетером быть всяко интереснее, чем Констанцией. Не говоря уж о том, что их в 4 раза больше.

Date: 2012-01-12 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] foxy-lj.livejournal.com
Мушкетеры - это не только драчки на шпагах, но и сразу четыре архетипичных поведенческих модели. Миледи, королева, Констанция, прокурорша и Кэт - всего пять женских образов на всю книгу, и каждый лично мне чем-нибудь омерзителен, уже не говоря о том, что "приключается" из них только один, - неудивительно, что он же чаще всего служит популярной ролевой моделью.
Мне эту заразу подкинула сестра в ту пору жизни, когда я еще не читала роман и из всех киноверсий видела только "Пса в сапогах". Конечно, мы побегали друг за другом с прутиками-шпагами. Характерна реакция мамы сестры - она взяла такой же прутик и сестру жутко отлупила с комментарием - типа, можешь играть мальчика, если хочешь, но мальчики отвешивают примерно вот таких люлей, иначе это не мальчики.
Опять-таки, что характерно, как-то классе в шестом я пришла на школьный Новый год в костюме, который включал розовый плащ, шляпу, мамины сапоги на "шпильках", шпагу и распущенные волосы (длинные были, да). Так вот, ровно один человек предположил, что это "миледи в костюме для верховой езды", все остальные решили, что это "мушкетер" (и кстати, предполагаемым трансгендером никто не возмущался).

Резюмируя: дети играют в то, что видят. Надо ли их направлять на игру в свой пол - хз, ИМХО лучше не направлять, а следить, чтобы были достойные ролевые модели. Как-то "в мое время" достаточно странно было бы девочке нарядиться ведьмой (не для спектакля, а в порядке новогоднего костюма). Ведьма - фу, грязная склочная бабка, которая варит змей и жаб в котле. А у младшего на НГ на два класса гламурных ведьм было шесть. Положительный образ нынешней детской культуры, блин.

Date: 2012-01-12 01:04 am (UTC)
From: [identity profile] foxy-lj.livejournal.com
//Положительный образ нынешней детской культуры, блин.
Я хотела сказать, больше рада за девочек, которые играют в Робин Гуда, Зорро и капитана Блада, чем в гламурных ведьм. ИМХО, здоровее будут.

Date: 2012-01-12 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Дети все ж в гораздо большей степени играют в драчки на шпагах, чем в четыре поведенческие модели. Вот в "наши против ихних" -- это другое дело.

Но в принципе я вполне согласна. А у женщин там и нет никаких поведенческих моделей, кроме интриг через постель, детям не понятных и не интересных (и слава богу).

А про ведьм, кстати: ключевое слово "гламурная"? (в том, что тебе не нравится?) Вроде ж нынче есть и образ ведьмы типа "квалифицированный специалист".

Date: 2012-01-12 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] foxy-lj.livejournal.com
Мне ведьмы вообще не нравятся, и не нравится их массированное внедрение в культуру под видом гламурных супердевочек. Я считаю, это подлый прием, - так же, как не должны быть ни под каким розовым соусом привлекательно подаваемы "чужие", "хищники" (в смысле Predators), некроманты, вампиры или ситхи.
Что касается гламурных супердевочек вообще, то пример сериала Винкс - постепенное превращение изначально милых феечек в стервочек как бы говорит нам, что гламурные супердевочки сами по себе не плохи, но всегда представляют лакомый объект для капиталистической эксплуатации. Так феечка, которая замечательно обходилась одним стильным суперкостюмом, внезапно начинает проходить весь цикл куклы Барби - певица, наездница, русалка, продавщица, плюс стопицот волшебных трансформаций в новых волшебных платьях. Тем временем мальчики у девочек-феечек оказываются в статусе прислуги. А оно нам надо?

Date: 2012-01-12 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Не-не, с гламуром и супердевочками все ясно, я не о том.

Другая трансформация образа, в сторону доброй волшебницы, -- "взрослая, самостоятельная, уверенная в себе женщина" -- гораздо симпатичнее (тем более этого типажа вообще дефицит). Мне многократно в зарубежных детских книжках попадается, начиная с "Winnie the Witch" и "Верхом на помеле". Ни романтизации зла (эти ведьмы вполне добрые), ни стервозности в них нет.

Date: 2012-01-11 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] etoile9.livejournal.com
"пиратом/солдатом -невозможно"
- были и пиратки (Энн Бонни (Бонн),Мэри Риди, Чжэн Ши и др.) и женщины-солдаты (тут имен не назову, но данных в инете - достаточно) и не только.
Так что Ваша дочь вполне себе спокойно может играть в кого хочет :)

Date: 2012-01-11 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] etoile9.livejournal.com
"А хотелось быть именно идейцем, не индеанкой"
- согласна с mfrid и плюс информации на тот момент не было, если бы я знала, что были женщины-мндеанки, которые правили, имели оружие, были "вождями" и в некоторых племенах до сих пор есть матрилинейные системы, а не только так, как нам преподносила литература и СМИ, просто вырезав/проигнорировав "неугодную" инф-ю, то, думаю, игры были бы, может и в женской идентификации.
В детстве ведь играешь в привлекательную модель поведения, кто же захочет играть в обслуживающую куклу и рабов (не сопротивляющихся, особенно)?
Edited Date: 2012-01-11 09:04 am (UTC)

Date: 2012-01-11 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Дети ж в первую очередь играют в то, что читают в книгах и видят в кино. Причем в понятные им действия.

Чем занимаются мушкетеры? -- дерутся с гвардейцами кардинала.
Что делают индейцы? -- выслеживают кого-то в лесу.
Что делают пираты? -- закапывают клады. :)

Будет много активных женских персонажей с подобными интересными занятиями -- несомненно, девочки будут в них играть. Мальчики, думаю, тоже. :)
Только история тут все-таки не дает особо развернуться.

Date: 2012-01-11 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] etoile9.livejournal.com
я с Вами полностью согласна, тоже об этом же говорю :)

Date: 2012-01-11 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
вот тут похоже ответ вам не туда попал:
http://mfrid.livejournal.com/273641.html?thread=2361833#t2361833

Date: 2012-01-11 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_adanel_/
"А хотелось быть именно идейцем, не индеанкой?"
Часто хотелось быть конкретным персонажем. И переделывать мальчиков Питера Пена в такую же компанию девочек в голову не приходило, подобное предложение показалось бы глупостью. Важен был образ, а не соответствие его биологическому полу или гендеру.
Плюс таки женские персонажи, даже самые активные и свободные, все равно часто тянут за собой сюжетные линии из области романтики, а мне и моим подругам в определенном возрасте это казалось смешным и даже раздражало (нормальное явление для детской психологии, кстати).

Date: 2012-01-11 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] grizka.livejournal.com
А мы с подругой чуть не каждую неделю женились в качестве Робин Гуда и Марион. Но я как сейчас помню, что практиковали мы это исключительно потому, что очень прикольно было кольца из одуванчиков делать :)

Date: 2012-01-11 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_adanel_/
Такие детали очень часто рулят)))

Date: 2012-01-11 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] etoile9.livejournal.com
Ох, реакция уже травмированных взрослых - это что-то, конечно :(

Date: 2012-01-11 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Да _первую_ такую реакцию и нетравмированные взрослые выдают.
Потом соглашаются, что игра как игра.

Date: 2012-01-11 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] arjushka.livejournal.com
Кстати, мы когда собирали детские рассказы о разных играх, там сплошь и рядом встречалось, что мальчик играет дочку - не сына,а именно дочку - или девочка папу и т.д. Понятно, что взрослым об этом не рассказывают.

Date: 2012-01-11 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] vedmedyk.livejournal.com
хахаха, это же почти так же страшно, как если маленький ребенок возьмет ЧТО УГОДНО левой рукой хотя бы раз :)))
гомосексуализм и леворукость как грибок! раз попробуешь и все - и пропал человек!

Date: 2012-01-11 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Тьфу-тьфу, к леворукости сейчас не прикапываются совсем. В садике наоборот родителям внушали "не переучивать!"

Date: 2012-01-11 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] iniss.livejournal.com
Какой-то я была неправильно девочкой - помню, как играли в войну - были санитарками и вытаскивали раненых с поля боя, мушкетёров обажала с 4 лет (как раз тогда кино вышло, и Боярский лет до 14 точно оставался для меня идеалом мужчины), но играла я ...Констанцию; зачитывалась пятнидцатилетним капитаном, и мечтала о собаке, которую назову Диком; т.е по гаражам и заборам я то же лазила, но там, наоборот, девочкой было быть круто - в детском лагере мы с подругой были единственными девочками, которые не боялись лазить по страм чкаловским самолётам, но мы были именно "девочками, которые лазеют по самолётам", а не девочками, которые хотят поиграть в смелых мальчиков.

Хорошо, что эту тему завели, mfrid, иначе я так бы машинально и направляла дочь в "правильные" гендерные роли, т.к вот над этим
"Дети ж в первую очередь играют в то, что читают в книгах и видят в кино. Причем в понятные им действия.
Чем занимаются мушкетеры? -- дерутся с гвардейцами кардинала.
Что делают индейцы? -- выслеживают кого-то в лесу.
Что делают пираты? -- закапывают клады" вообще не задумывалась.

P.S. "В детстве ведь играешь в привлекательную модель поведения, кто же захочет играть в обслуживающую куклу и рабов (не сопротивляющихся, особенно)?" - т.е никаких других моделей женского поведения ребёнок в упор не видит?
Ну такой вариант мне тоже не очень нравиться, я бы расширяла картину мира и рамки "женской доли" для девочки.

Date: 2012-01-11 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ran-del.livejournal.com
О!! В подобных случаях так прикольно, между прочим, подыграть ребенку!! :-)))) Но не всерьез, а слегка пережимая, делая все слегка слишком нарочито, так что ситуация становится поводом для общего ржача. Так что по результату и собственный вирус паники доволен («ребенок смеется над ситуацией, следовательно понимает что это неправильно, следовательно патологии в нем нет»), и главное – сам детеныш. :-))
(Кстати, Маша, помнишь еще, как мы зарубались про «жестокие» сказки? ;-) Идея-то та же самая: проигрывание и «просмеивание» жестокой и/или «патологической» ситуации гораздо лучше позволяет расставить «правильные» моральные маркеры, чем занудные объяснения. :-) )

Date: 2012-01-11 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Дэл, миленький: я где-то написала, что хочу это пресечь?
Я где-то упомянула свою панику и усомнилась в оценке ситуации ребенком?
Я где-то спрашивала совета, "что же мне с этим делать?"

Этот пост -- не про ребенка. Этот пост -- про тебя: "Ой, надо выяснить, все ли в порядке с ребенком, и как-то это мягонько пресечь".

Date: 2012-01-13 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ran-del.livejournal.com
Маш, ну елки-палки, я же ИМЕННО ОБ ЭТОМ и говорю!!! :-)))
Что совершенно адекватно (ну, как ХОЧЕТСЯ думать) реагируя на детские игры «вообще» – волей-неволей ловлю себя на паническом рефлексе «ах_какой_ужас_понимает_ли_ребенок_свою_полоролевую_принадлежность_и_не_вырастет_ли_ненормальным», как только речь заходит о трансгендере. И если избавиться от него, заразы, не получается – то это я, по сути, именно _свою_ панику сублимирую в игре с ребенком. Помогает, знаешь ли. ;-)))

Date: 2012-01-11 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] iniss.livejournal.com
Жестокие сказки, (и колыбельные тоже) -это же классная вещь!
"Задача родителей - познакомить ребенка с миром, таким, какой он есть. Помочь ребенку в нем адаптироваться. И если она показывает ему только одну светлую грань мира, она с ним не честна. Она лишает ребенка возможности в самом раннем, восприимчивом возрасте, подготовиться к миру-разному, лишает возможности ярче ощутить свой центр.
Суть "страшных" сказок такая: "Если ты потеряешь контакт со своим центром, это будет иметь последствия".Здесь и простраивание иерархии "старший-младший", предоставление ребенку права самому делать в жизни выборы и взращивание в нем бдительности, чуткости... "


Date: 2012-01-12 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] schekky.livejournal.com
Вот не знаю за мальчишек, а у нас в поселке детей было не шибко много и редко в сюжетных играх наблюдались смешанные компании. И кто должен играть мужские роли? Тень отца Гамлета?

Бывала я и Атосом, и глупенькой маленькой сестренкой в придуманной в нашей группе игре «в зеленого» («зеленого» — старшего брата, явившегося на побывку из армии, — изображала моя подружка Наташка). Никаких замечаний нам по данному поводу не делали ни родители, ни бабушки. Это сейчас нас просветили начиная с перестроечных времен, что надо бояться :))

Date: 2012-01-12 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Если девочки играют в мушкетеров -- это напрягает только отдельных (эпитеты пропустим) взрослых. А вот наоборот?

Тем более речь вообще была о том, что мальчик играет даже не в героиню любимой книжки, а просто в то, что он девочка. У вас в поселке не высмеяли бы?

Date: 2012-01-12 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] schekky.livejournal.com
А черт его знает: не сталкивалась. В 4 года в сюжетные игры вообще еще не играют, по-моему: молоды, эрудиции не хватает, "Трех мушкетеров" прочесть не успели. Наверное похихикали бы. Но испугавшимися я что-то ни одного поселкового родителя не представляю.

Некоторые из них не больно-то пугались, когда ребенок курил с шести лет.

Date: 2012-01-12 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
"Я кошка и караулю мышку, давай ты будешь мышкой, а я буду тебя ловить? спрячься в норке!" А потом требуется разыграть диалог мышки с кошкой из книжки. Это уже сюжетное? В подобные игры уже вовсю играют.

Пугаться -- новая мода. А вот высмеять и застремать всячески -- старая...

Date: 2012-01-12 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] schekky.livejournal.com
Уже да, просто еще не того уровня сложности.

Полностью согласна.

Profile

mfrid: (Default)
mfrid

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 2324 25262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 2nd, 2026 12:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios